Технология поиска работы и трудоустройство
Поиск работы
1 этап – постановка цели.
Правильная постановка цели - это часть успеха. Необходимо четко представлять, какую работу, и на каких условиях следует искать.
2 этап – сбор информации о вариантах трудоустройства.
Следует использовать все возможные источники о вакансиях.
3 этап – подготовка информации о себе
Следует не только подготовить информацию о себе, но и довести ее до потенциальных работодателей. Результатом этих этапов является получение приглашения на собеседование.
4 этап – прохождение собеседования
Собеседование может сопровождаться испытаниями. Результатом этого этапа должно стать получение приглашения на работу.
5 этап – трудоустройство
включает в себя обсуждение и заключение трудового договора, прохождение, при необходимости, испытательного срока и зачисление в штат организации.
Как анализировать объявление о вакансии
Для того, чтобы правильно отреагировать на объявление о вакансии, необходимо разобраться в следующих вопросах:
В каком издании помещено объявление, повторяется ли оно в других изданиях?
Из этого можно извлечь определенную информацию о финансовых возможностях фирмы и престижности предлагаемой работы. Многое говорит и оформление объявления, его величина и размещение на странице издания, выбранный шрифт, наличие логотипа.
Дано ли объявление самой фирмой или посредническим агентством?
Обращение к услугам агентства является определенным свидетельством финансового благополучия фирмы и значения, придаваемого заполнению данной вакансии.
Что фирма сообщает о себе и где находится предлагаемая работа?
Если название и адрес фирмы указаны с полной определенностью – хороший признак.
Какие контакты указаны и сколько их?
Если указаны номера стационарных телефонов, то это также свидетельствует о положительных финансовых возможностях, если указаны номера и стационарных и сотовых телефонов, то это и открытость, и доверительное отношение, и доступность.
Указано ли точное наименование должности, и как она характеризуется?
Каковы требования к квалификации и профессиональному опыту, предъявлены ли какие – либо требования к личным качествам? Если есть подробная информация – значит, ваша будущая работа регламентирована. Эта информация позволит соизмерить Ваши возможности и требования вакансии.
Указана ли зарплата?
Отсутствие упоминания о зарплате может означать, что она относительно не велика. Но могут быть и исключения. Возможно, фирма стремится привлечь людей, для которых основной интерес представляет содержание предлагаемой работы.
Если предлагаемая работа представляет интерес, необходимо собрать более подробную информацию и договориться о встрече с представителем работодателя по телефону или электронной почте.
Не следует торопиться и сразу принимать предлагаемые условия.
Необходимо время для оценки полученной информации.
Подготовка к собеседованию
Подготовка к собеседованию начинается с составления резюме.
Резюме – это:
- справка о том, кто вы такой, как человек, профессионал, член коллектива;
- документ, который вы посылаете в организацию или вручаете работодателю, с целью поступить на работу;
- это та «одежда», по которой вас встречают в организации;
- это ваша самореклама;
- это ваша характеристика как товара на рынке труда.
Резюме состоит из следующих пунктов:
- Фамилия, имя, отчество.
- Ваш адрес, телефон.
- Работа, которую вы бы хотели выполнять в организации.
- Образование.
- Список места работ, включая временные работы.
- Список публикаций, если у вас они есть и различные достижения по специальности: конкурсы профмастерства, олимпиады.
- Ваша квалификация.
- Общественная деятельность, т.е. членство в общественных организациях.
- Внепрофессиональные навыки (знание языка, водительские права и т.д.).
- Личные данные. Обычно в этом пункте приводят следующие данные:
- дата рождения;
- семейное положение;
- время, когда вы можете приступить к работе и т. д.
Требования к резюме, которые нужно учитывать при его составлении:
- краткость;
- конкретность;
- правдивость;
- изложение простым языком;
- содержание деталей, усиливающих благоприятное отношение к вам.
Резюме желательно составлять объемом не более двух страниц, можно добавить приложения, если вы считаете, что это необходимо (копии дипломов; статьи и другие свои работы; патенты на изобретения; информацию о вашей работе в прессе; рецензии на ваши работы и т. д.). Оно должно быть составлено грамотно и не иметь ошибок.
При написании резюме следует обратить внимание!
Поиск работы это важный и непростой этап жизни. Шансов трудоустроиться у вчерашнего студента не так уж и мало.
Опубликовав резюме на сайтах по трудоустройству, не стоит ограничиваться просмотром вакансий и откликом на них. Необходимо занять активную позицию, звонить рекрутёрам, интересоваться судьбой своего резюме, а в случае отказа, вежливо просить объяснить его причину – это поможет не допускать таких же ошибок в будущем. Получив приглашение на собеседование, тщательно подготовиться к нему: изучить доступную информацию о компании, продумать внешний вид и содержание предстоящего разговора с работодателем.
Резюме следует отправить с обращением и сопроводительным письмом. Направляя письмо, необходимо заранее узнать Ф.И.О. руководителя организации, что просто сделать, позвонив секретарю этой организации.
Телефонные переговоры
Главное требование культуры общения по телефону - лаконичность, четкость и ясность. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов и эмоций.
Телефонный звонок - первый контакт с возможным работодателем. Необходимо, чтобы у собеседника осталось хорошее впечатление! С этой целью следует подготовиться к беседе по телефону:
- Прежде, чем звонить, важно сформулировать цель разговора и перечень информации, которую желательно получить в результате беседы.
- Продумать перечень вопросов собеседнику.
- Подготовить все необходимые документы, которые могут понадобиться во время разговора.
Типичные ошибки при телефонном общении
- отсутствие предварительно составленного плана разговора;
- собеседнику не сообщается цель разговора;
- неудобное для собеседника время звонка;
- отсутствие обращения к собеседнику по имени-отчеству;
- недружелюбие, сухость в общении;
- подчеркнутая краткость, граничащая с невежливостью;
- нетерпение; желание быстрее закончить разговор и положить трубку;
- длинные монологи, не дающие возможности собеседнику высказаться;
- долгие паузы, связанные с поиском документов;
- не ведется запись основных результатов делового разговора;
- неконкретные договоренности.
Существуют выражения, которых следует избегать при телефонных разговорах, чтобы о Вас не сложилось превратного представления:
- я не знаю
- я не смогу этого сделать
- я должен….
- подождите секунду, я скоро вернусь
- нет
Собеседование
Это первая, и почти всегда самая важная ступень. Именно по результатам собеседования работодатель говорит свое веское слово. Собеседование – это проверка не только профессионализма, но и обаяния, и умения быстро реагировать на неожиданные вопросы, и многого-многого другого. Чтобы справиться со всеми испытаниями, и получить работу, необходимо продумать три главные вещи: одежда, поведение, ответы на возможные вопросы.
То, что будет надето на Вас в день собеседования, может существенно повлиять на мнение работодателя. Все зависит от организации: где-то, если это банк, деловой костюм - обязателен, в другом месте достаточно аккуратной и чистой повседневной одежды.
Однако нужно учитывать, что некоторые цвета вызывают отрицательную реакцию. Розовый, коричневый, зеленый чаще раздражают, нежели привлекают. Гораздо мудрее одеться во что-нибудь красное, синее или светло-серое. Главное условие - удобство и комфорт в одежде.
Основные принципы и порядок участия в собеседовании
- Четко определить для себя, почему Вам необходима именно данная работа.
- Собрать полный комплект документов, необходимых при устройстве на работу – резюме, копии аттестатов и свидетельств ит.д.
- Подготовиться к ответам на следующие вопросы:
- образование и профессиональное обучение;
- опыт профессиональной работы и профессиональные интересы;
- причины смены работы;
- детство и происхождение
- семейное и социальное происхождение;
- финансовые требования и пожелания к новому месту работы;
- состояние здоровья.
- Составить список вопросов для собеседования:
- рабочее место и продолжительность рабочего времени;
- возможность повышения профессионального уровня;
- руководители и сотрудники;
- система оплаты труда;
- льготы со стороны организации;
- Прийти на собеседование в точно указанное время, отдохнувшим и ухоженным;
- В ходе собеседования быть дружелюбным, вежливым и сконцентрированным.
- Записывать все, что заинтересовало.
Наиболее частые ошибки при собеседовании
- Опоздание: приезжать необходимо на 5-7 минут раньше назначенного времени, предварительно уточнив маршрут, этаж, номер офиса и т. д. В крайнем случае нужно позвонить и объяснить ситуацию.
- Внешний вид: следует придерживаться делового стиля и аккуратности в одежде.
- Звонки по телефону: необходимо выключить телефон до того, как войти в кабинет.
- Незнание компании работодателя: на собеседование необходимо прийти подготовленным: знать историю компании, ее товары и услуги, конкурентов, имена руководителей, последние новости рынка.
- Скованность и стеснительность: собеседование при приеме на работу – не время для скромности. Приветствуется энтузиазм и положительная самооценка.
- Незнание своих сильных и слабых качеств: ответы типа «не могу сам себя хвалить» или «об этом лучше спросить у других» не годятся.
- Многословие: отвечать следует по существу, коротко и с примерами. Сидеть - спокойно, внимательно слушать, вдумчиво отвечать.
- Спрашивать о зарплате и социальном пакете слишком рано: это следует сделать вежливо, в конце беседы, если кандидатура не отвергнута.
- Ложь: соврать и приукрасить – очень заманчиво. Но это не работает. Тайное станет явным, испытательный срок в любом случае покажет истинное качество. Часто честность – лучшее решение.
Возможные причины отказа в приеме на работу
- опоздание на собеседование без уважительной причины;
- отсутствие четких целей и задач;
- низкая квалификация или низкая успеваемость во время учебы;
- чрезмерная концентрация на деньгах;
- ожидание слишком многого и сразу;
- несамостоятельность в принятии решения;
- желание получить работу на короткое время;
- недостаточная вежливость или такт;
- нерешительность или неумение изъясняться;
- недостаток чувства юмора;
- отсутствие интереса к делам фирмы или отсутствие вопросов о работе;
- подчеркивание влиятельных связей или заносчивость;
- неспособность воспринимать критику;
- неопределенность ответов на вопросы.