Электронная информационно-образовательная среда
Образовательная среда
Определяя термин «образовательная среда», ученые разделились на несколько групп.
Первая группа исследователей, таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, рассматривают понятие «образовательная среда» с точки зрения сетевого подхода — как наличие условий, способствующих воспитанию и развитию обучающегося. Например, Ю.В. Брыкин определяет образовательную среду — как совокупность пространственно-предметных, материальных условий, межличностных отношений и социальных компонентов.
Другие ученые, например, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, В.Н. Новиков придерживаются личностно-развивающего подхода к определению понятия «образовательная среда». По их мнению, под образовательной средой понимается совокупность материальных, педагогических и психологических условий, побуждающих обучающихся к профессиональному развитию и саморазвитию.
Третьи ученые, такие как В.П. Беcпалько, Л.А. Боденко, В.Д. Шадриков и другие, считают, что образовательная среда является частью образовательной системы.
Однако, все ученые сходятся во мнении, что образовательная среда является совокупностью различных условий и влияет на становление и развитие личности обучающегося. Проанализировав научные работы известных авторов, отметим, что они выделяют три основных компонента: психолого-педагогический, пространственно-временной и информационный.
Электронное обучение
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Электронная информационно-образовательная среда
ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения |
Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. |
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) |
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. |
Львов Л.В., Башарина О.В. Проектирование профессионально-образовательной среды: Монография. М.: Изд-во СГУ, 271 с. |
педагогическая система, которая включает в себя информационные образовательные ресурсы, педагогические технологии, компьютерные средства обучения и управления, и обеспечивает все виды учебно-познавательной деятельности |
Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура. Молодой ученый. № 7. – С. 881–885 |
совокупность духовно-материальных условий функционирования образовательного учреждения, обеспечивающих саморазвитие активной и творческой личности, формирование ее профессионально значимых качеств и реализацию инновационного потенциала |
Слепухин А.В. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №1.- с.153-163 |
совокупность компонентов электронного, дистанционного, виртуального обучения, таких как целевые установки, содержательный контент, методы и формы обучения, аппаратные средства, программные системы, реализованных на основе современных технологических решений и предназначенных для обеспечения информационных запросов, организации информационных потоков, управления учебным процессом, комплексного развития обучающихся. |
Проанализировав теоретическую литературу и нормативные документы, отметим, что электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) – это совокупность материальных, педагогических условий и технологий, включающих в себя компоненты электронного, в том числе дистанционного, традиционного и смешанного обучения, которые обеспечивают саморазвитие и профессиональное развитие обучающегося. ЭИОС состоит из взаимосвязанных элементов и образует некую целостную систему. При этом под системой понимается совокупность элементов, связанных между собой в единое целое, находящихся во взаимодействии (Э. Акофф, Л. Берталанфи).
Электронная информационно-образовательная среда колледжа обеспечивает:
ЭИОС колледжа каждому обучающемуся, родителю (законному представителю) в течение всего периода обучения обеспечивает доступ:
- к учебным планам, календарным учебным графикам, рабочим программам учебных дисциплин, учебных курсов, профессиональных модулей, учебным изданиям и образовательным ресурсам, информации о ходе образовательного процесса, результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;
- к электронным информационным и образовательным ресурсам;
- ко всем видам занятий, процедурам оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет;
- к информации о расписании, процедурах и критериях оценки результатов обучения.
ЭИОС колледжа обеспечивает доступ к электронным информационным и образовательным ресурсам:
Наименование |
Способ доступа |
Гиперссылка |
Направления подготовки |
Общий открытый доступ к описаниям всех направлений подготовки, осуществляемых в колледже со страницы официального сайта |
|
Реализуемые уровни образования |
Общий открытый доступ к описаниям реализуемых уровней образования в колледже со страницы официального сайта |
|
Базовое образование |
Общий открытый доступ к базовому образованию со страницы официального сайта |
|
Формы обучения |
Общий открытый доступ к формам обучения со страницы официального сайта |
|
Нормативный срок обучения |
Общий открытый доступ к нормативным срокам обучения по всем образовательным программам, реализуемым в колледже со страницы официального сайта |
|
Год набора |
Общий открытый доступ к образовательным программам по годам набора со страницы официального сайта |
|
Языки |
Общий открытый доступ к описанию языка, на котором реализуется образовательный процесс в колледже, со страницы официального сайта |
|
Срок действия аккредитации |
Общий открытый доступ к срокам действия аккредитации по всем направления подготовки в колледже со страницы официального сайта |
|
Использование дистанционных технологий |
Общий открытый доступ к описанию возможностей использования дистанционных технологий при реализации образовательных программ со страницы официального сайта |
|
Образовательная программа |
Общий открытый доступ к описаниям всех образовательных программ, реализуемых в колледже, со страницы официального сайта |
|
Учебный план |
Общий открытый доступ к учебным планам всех образовательных программ, реализуемых в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/sv.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Календарный учебный график |
Общий открытый доступ к календарным учебным графикам всех образовательных программ, реализуемых в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/sv.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей |
Общий открытый доступ к аннотациям рабочих программ всех образовательных программ, реализуемых в колледже, |
https://www.miassmk.ru/annotatsii-k-rabochim-programmam.html |
Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей |
Общий открытый доступ к рабочим программам учебных дисциплин и профессиональных модулей по всем направлениям подготовки, реализуемым в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/sv.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Рабочие программы практик |
Общий открытый доступ к рабочим программам практик по всем направлениям подготовки, реализуемым в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/sv.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Программа ГИА, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
Общий открытый доступ к программам ГИА по всем направлениям подготовки, реализуемым в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/perechen.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Методические и иные документы |
Общий открытый доступ к методическим указаниям учебных дисциплин и профессиональных модулей всех образовательных программ, реализуемых в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/sv.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Рабочая программа воспитания |
Общий открытый доступ к рабочим программам воспитания по всем направлениям подготовки, реализуемым в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/perechen.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Календарный план воспитания |
Общий открытый доступ календарным планам воспитания по всем направлениям подготовки, реализуемым в колледже, со страницы официального сайта, в том числе образовательных программ участников Федерального проекта «Профессионалитет» в 2023 год |
https://www.miassmk.ru/sv.html https://www.miassmk.ru/perechen.html
|
Издания электронных библиотечных систем (ЭБС): |
||
ЭБС Znanium.com |
– Индивидуальный авторизованный доступ; – доступ без авторизации с любого компьютера, подключенного к локальной сети колледжа. |
|
ЭБС Айбукс.ру |
||
ЭИОС колледжа обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы: |
||
АСУ Проколледж прием абитуриентов |
Индивидуальный авторизованный доступ пользователей с разграничением прав к АСУ Проколледж |
|
АСУ Проколледж учет контингента, |
||
АСУ Проколледж организация и ведение образовательного процесса |
||
АСУ Проколледж учет успеваемости –«электронные журналы» |
||
АСУ Проколледж учебно-методическое обеспечение |
||
Сетевой Город. Образование. учет успеваемости –«электронные журналы» |
Индивидуальный авторизованный доступ пользователей с разграничением прав |
|
Личный кабинет обучающегося |
–расписания занятий, экзаменов и зачетов; –учебный план, рабочие программы (своего учебного плана), оценочные средства, методические указания учебных дисциплин; –результаты рубежного контроля, промежуточной (семестровой) и итоговой успеваемости; – результаты освоения образовательной программы (формирование компетенций). |
|
Личный кабинет преподавателя |
выставление оценок обучающимся и посещаемость занятий |
|
Справочно-правовые системы |
||
Справочно-правовая система «ГАРАНТ» |
Индивидуальный авторизованный доступ пользователей с разграничением прав |
|
Информационно-образовательная программа «Росметод» |
Индивидуальный авторизованный доступ административно-управленческого персонала |
|
Автоматизированная информационно-библиотечная система на платформе 1С:Предприятие 8.3 |
Индивидуальный авторизованный доступ с компьютеров читального зала библиотеки колледжа |
|
Виртуальная экскурсия по зданиям колледжа |
Общий открытый доступ с официального сайта колледжа |
|
ЭИОС колледжа обеспечивает возможность создания электронного портфолио педагогического работника и проведения аттестации на квалификационную категорию |
||
ИС «Аттестация» |
Индивидуальный авторизованный доступ пользователей с разграничением прав |
|
ЭИОС колледжа обеспечивает проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет |
||
АСУ Проколледж |
Индивидуальный авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет |
|
Сетевой Город. Образование. |
Индивидуальный авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет |
|
Корпоративная электронная почта |
Индивидуальный авторизованный доступ административно-управленческого персонала с любого компьютера, подключенного к сети Интернет |
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Официальный телеграмм-канал колледжа |
Индивидуальный авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет |
|
Официальные сообщества колледжа в социальных сетях Вконтакте, Одноклассники |
Индивидуальный авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет |
|
Системы видео-конференц-связи |
Индивидуальный авторизованный доступ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет |
BIGBLUEBUTTON TrueConf Сферум |
Нормативно-правовая документация, регламентирующая функционирование ЭИОС